Балет «Щелкунчик» Петра Чайковского

ПРАЗДНИЧНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В БАЛЕТЕ «ЩЕЛКУНЧИК»

 

история балета Щелкунчик«Щелкунчик» – один из самых известных балетов в мире, который нравится как детям, так и взрослым. Его исполняют под Рождество на театральных и оперных сценах всего мира. И у каждой страны у Щелкунчика есть местное имя. The Nutcracker он на английском, Nøddeknækkeren на датском, Der Nussknacker его зовут в Германии, El cascanueces – в Испании. И это далеко не весь перечень, его можно продолжать бесконечно.

Балет основан на сказке Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», написанной в 1816 году. Сюрреалистическая басня немецкого писателя быстро распространилась и дошла до Франции, где Александр Дюма-отец (автор «Трех мушкетеров») преобразовал ее в более простую французскую версию с названием «Повесть о Щелкунчике». Это была именно та сказка, по которой Петр Чайковский написал свой балет в двух действиях с прологом.

Первой постановкой сказочного балета или балета-феерии «Щелкунчик» занимались Мариус Петипа, Лев Иванов и Александр Ширяев по партитуре Петра Ильича Чайковского, ставшей одним из его самых известных произведений.

Задание для Чайковского по программе-двойке

После успеха «Спящей красавицы» композитору поручили составить программу-двойку с оперой и балетом. Для последнего выбрали рассказ Гофмана, адаптированный Дюма. Но для двухактного балета даже упрощенный французский сюжет был еще больше облегчен. Например,создание балета Щелкунчик зрителей лишили повествования-объяснения о том, как принц был превращен в Щелкунчика.

Чайковский получил от Петипа подробные инструкции для написания всех номеров, где, в том числе, оговаривались темп и количество тактов. Почти месячный перерыв в завершающей работе над балетом был сделан, когда композитор уехал в США, для проведения концертов на открытии Карнеги-холла.

На момент написания произведения официальным языком Императорского двора был французский, поэтому названия всех номеров и либретто Императорских театров были написаны на этом языке. Он был удобен и тем, что от него произошла вся балетная терминология.

Источники музыкального вдохновения

Фрагменты одного из самых популярных произведений композитора мы часто слышим в рождественской теле- и радиорекламе. Принадлежность музыки в «Щелкунчике» балеты Чайковкогок периоду романтизма, позволяет мелодиям быть очень запоминающимися и узнаваемыми, поэтому их часто используют на телевидении и в кино.

Композитор любил рококо и музыку конца XVIII века, например, Моцарта и Гайдна, влияние которых можно услышать в увертюре «Entrée des parent» и «Grossvater Tanz» в первом акте.

Упоминается исторический факт о споре Чайковского с другом о том, что композитор не сможет написать мелодию, основанную на одной октаве. Но у него же получилось! Теперь мы можем наслаждаться адажио из Большого па-де-де, следующего в балете за прекрасным «Вальсом цветов». Утверждают также, что смерть сестры Чайковского, Александры, выплеснулась в меланхоличной мелодии нисходящей гаммы для адажио Гран-па-де-де.

История персонажей «Щелкунчика»

При разных постановках сюжет балета довольно часто изменяется, хотя большинство вариантов следует основному плану. Имена персонажей тоже различаются. балет ЩелкунчикВ оригинальной истории Гофмана юную героиню зовут Мари Штальбаум, а ее куклу – Клара (Клэрхен).

В адаптации Дюма, на которой Петипа основал свое либретто, ее зовут Мария Зильберхаус. В других постановках Клара – это Клара Штальбаум, а не Клара Зильберхаус.

С началом Первой мировой войны сюжет балета русифицировался, и главную героиню стали звать Машей. Фриц, как отрицательный персонаж, остался не переименованным. Эта традиция сохраняется до сих пор.

Краткое содержание балета

Действие в «Щелкунчике» начинается в канун рождества и происходит в саму рождественскую ночь. В прологе балета в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. Дети Штальбаума, Мари и Фриц, в подарок от последнего из гостей – дяди и крестного Дроссельмейера – получают игрушку щелкунчик, похожего на солдата в форме. Фриц нечаянно ломает куклу. Расстроенная Мари укладывает полюбившуюся ей игрушку спать, а Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и дразнят девочку. Праздник заканчивается, и все гости расходятся по домам.

Строгий отец рано отправляет детей спать, но в полночь Мари поднимается, чтобы снова взглянуть на Щелкунчика. Когда она его обнимает, появляется Дроссельмейер в виде доброго волшебника. содержание балета ЩелкунчикОт взмаха его руки в комнате все меняется: раздвигаются стены, вырастает елка, а елочные игрушки оживают и становятся солдатиками. Внезапно появляются мыши под предводительством Мышиного Короля.

Отважный Щелкунчик ведет солдатиков в бой и встречается в смертельной схватке с Мышиным Королем. Видя, что армия мышей превосходит армию солдатиков, Мари бросает свою туфельку в противника. Мышиный Король убегает вместе со своим войском. Армия солдатиков победила и они триумфально несут Мари на плечах к Щелкунчику, который внезапно превращается в прекрасного Принца.

Во втором, завершающем балет действии, Мари и Принц любуются красотой звездного неба и вспоминают, как их атаковали мыши. Все танцуют, веселятся и празднуют победу. Появляется Дроссельмейер и опять меняет все вокруг. Все готовятся к свадьбе Мари и Принца. Девочка просыпается с Щелкунчиком в руках и понимает, что это был всего лишь сказочный сон.

Провал премьеры в России

Премьера балета состоялась 18 декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга вместе с оперой Чайковского «Иоланта», и «Щелкунчик» практически не имел успеха. Публику не привлекали дети, которые были в центре событий. В отличие от многих более поздних постановок, детские роли исполняли не взрослые, балет Щелкунчика ученики Императорского хореографического училища города.

Либретто подверглось критике за «однобокость» и за несоответствие сказке Гофмана. Некоторые сочли переход между обыденным миром первой сцены и фантастическим миром второго акта слишком резким. Более теплый прием был оказан самому Чайковскому, но и здесь не было единодушия.

Единственным, что не подверглось критике, стал «Вальс снежных хлопьев», которым завершался первый акт балета. В волшебном танце участвовали шестьдесят артисток, одетых в воздушные белые пачки, украшенные пухом. А на головах танцовщиц красовались венцы в белых хлопьях. Танец воплощал еловый лес в метель.

Уже позже, когда балет стал популярным, зрители старались купить места повыше, чтобы лучше видеть все богатство сказочных костюмов, которых в балете более 150.

Сюита остается самой популярной

Только после того как композитор аранжировал 20-минутный отрывок к сюите «Щелкунчик», публика влюбилась в музыку. Эта сюита по-прежнему остается самой Чайковский и Щелкунчикраспространенной версией «Щелкунчика». Она состоит из коротких характерных танцев, которые исполняются на заключительной вечеринке балета, и составляют лишь четверть всей балетной музыки.

Чайковский преобразовал «Щелкунчик» для концертного исполнения. Впервые сюита была исполнена под руководством композитора 19 марта 1892 года на собрании Санкт-Петербургского отделения Музыкального общества. Сюита мгновенно стала популярной, в то время как весь балет начал достигать своей большой популярности только после постановки в Нью-Йорке.

Покорение столицы

Премьера балета в Большом театре прошла в 1919 году. Сцена была сделана в виде огромного стола, на котором стоял кофейный сервиз, из которого выпархивали танцоры, но на сцене постановка продержалась не долго, как и последующие редакции. Балетмейстерам никак не удавалось найти балет Щелкунчик в Большом театре оптимальную форму, чтобы обыграть на сцене музыку Чайковского.

И, наконец, 12 марта 1966 года постановка появилась на сцене Большого театра в той форме, которую сейчас во всем мире признают эталонной. Ключик к балету подобрал хореограф Юрий Григорович. Он превратил балет из детской сказки в философский спектакль. Тонко прочитанная Геннадием Рождественским музыка Чайковского заиграла должным образом, и балет покорил весь мир. «Щелкунчиком» Большой театр открывал гастроли 1966 года в Америке.

Именно с появлением версии Григоровича, балет-сказку стали исполнять 31 декабря, под Новый год. Постановка не покидает репертуар Большого театра по сей день. Традиция же звать на второстепенные роли учеников хореографических училищ жива до сих пор.

Хит, но тоже искусство

Балет «Щелкунчик» сегодня настолько популярен, что легко не заметить, насколько изысканным и оригинальным является это произведение искусства. Петр Чайковский балеты Чайковскогобыл гениальным дирижером, и в «Щелкунчике» он превзошел самого себя.

Оригинальный балет длится около 85 минут, если исполняется без аплодисментов или антрактов, и, следовательно, намного короче, чем «Лебединое озеро» или «Спящая красавица», но в некоторых современных постановках часть музыки упущена или переупорядочена, либо вставлены фрагменты из других источников. В большинстве очень известных версий балета порядок танцев был немного изменен, и / или музыка была изменена. Но в то же время почти на всех компакт-дисках и пластинках полного балета партитура Чайковского представлена ​​именно так, как он задумал ее изначально.

Балет «Щелкунчик» в наше время

«Щелкунчик» на самом деле давно должен был стать самым популярным балетом в мире. Балет впервые был поставлен за пределами России в 1934 году. В 1950-х он совершил прорыв в США и Англии,Щелкунчик и Рождество а с 1960-х стал неотъемлемой частью рождественской культуры этих стран.

В настоящее время балет «Щелкунчик» исполняется бесчисленным количеством балетных трупп, в основном во время рождественского сезона, особенно в Северной Америке.

Помимо ежегодных постановок вживую, многие постановки также транслировались по телевидению или выпускались на домашнем видео. Маленькие фигурки Щелкунчика украшают елки, а большие стоят в парках и у ледяных катков. И ни у кого не вызывает сомнений, что рождественский спектакль «Щелкунчик» это праздничное приключение для всей семьи. И снова как и много лет назад на сцене домашний праздник: елка, вальс снежинок, битва с Мышиным королем, танцы кукол и фантастическое путешествие Марии и Щелкунчика-принца. Сказка продолжается.

Видео балета

Балет «Щелкунчик» Петра Чайковского обновлено: Апрель 8, 2021 автором: Елена