ПОВЕЛИТЕЛЬ МУЗЫКИ ЭМИЛЬ КУПЕР
Имя Эмиля Купера знают немногие. Так же, как немногим известно, что среди нобелевских лауреатов – шесть украинцев, а сосчитать всех деятелей искусства, которые прославили нашу страну на весь мир, намного сложнее. Ведь зачастую они оказывались невостребованными на родине либо вообще не было нормальных условий для творческой работы, поэтому вынуждены были искать пристанище за границей. Так случилось и с Эмилем Купером. Его творческий путь начался в Киевской опере, а завершился в Америке. Постановкам дирижера рукоплескала вся Европа.
По следам отца
В 1877 году, 13 декабря, в Херсоне родился мальчик, которого назвали Эмилем, а уже через каких-то 14 лет скрипача-вундеркинда Купера овациями встречали на сценах многих городов Восточной Европы.
Вскоре после рождения Эмиля Куперштока, а это и есть настоящая фамилия Купера, семья переехала в Одессу, где отец-контрабасист преподавал музыку. Под его руководством мальчик с пяти лет учился игре на скрипке.
После успешного окончания Одесского музыкального училища по классу скрипки Эмиль отправился совершенствовать мастерство в Венскую консерваторию. Уже на своих первых сольных концертах Купер продемонстрировал прекрасное владение инструментом и природную музыкальность, волевые качества и темперамент, редчайшее чувство формы произведения как единого целого. Все это ему очень пригодилось и в дирижерской профессии.
Истинное призвание Эмиля Купера
Молодому дарованию еще не исполнилось и 20 лет, а он уже работал скрипачом-концертмейстером Киевской оперы. Он без репетиций, заменив дирижера, блестяще провел оперу Франсуа Обера «Фра-Дьяволо», а потом «Аиду» Джузеппе Верди, повторив таким образом музыкальный подвиг 19-летнего Артуро Тосканини.
Купер почувствовал, что нашел в дирижировании свое истинное призвание, он фактически самостоятельно осваивал премудрости профессии оперного капельмейстера. С 1898 года он – помощник дирижера в итальянской опере Александровского театра в Гельсингфорсе, дирижер частных оперных театров Одессы, Харькова, Петербурга, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода. Всего два года практики понадобились ему, чтобы с багажом репертуара встать за дирижерский пульт Киевского оперного театра – тогда одного из лучших театров России.
В поиске
За годы работы в Киеве Эмиль Купер прошел серьезную школу. В сотрудничестве с опытными дирижерами, хормейстерами, вокалистами и оркестрантами он основательно изучил значительный оперный репертуар (более 30 произведений) и из молодого дирижера превратился в великого авторитетного мастера. Отец Купера работал в том же театре контрабасистом, и Эмиль помогал ему кормить большую семью, где было еще семеро детей. Однако еврейские погромы, которые начались в Киеве, заставили Купера задуматься о переезде в другой город.

Сергей Дягилев
Оказавшись в Москве осенью 1907 года, без определенных планов, он быстро заставил говорить о себе. Купер достиг успеха как своими постановками на сцене Московской оперы Зимина, так и выступлениями на концертной эстраде, сменив Сергея Рахманинова, который гастролировал.
Выступление Эмиля Купера в Париже с Федором Шаляпиным во время Русских сезонов Сергея Дягилева оказало настолько сильное впечатление на директора императорских театров Теляковского, что он пригласил дирижера в Московский Большой театр. Годы работы там стали по-настоящему «золотым» периодом в творческой жизни дирижера. Тем временем он продолжал интенсивно выступать на концертной эстраде.
Европейское признание
С 1912 года Эмиль Купер работал дирижером Русских сезонов Дягилева в Париже и Лондоне, впервые представил зарубежным слушателям «Князя Игоря» Александра Бородина, «Псковитянку» Николая Римского-Корсакова и в балетной версии оперу «Золотой ключик». Купер осуществил премьеру оперы «Борис Годунов» с Шаляпиным, которая стала шедевром российского театрального искусства. В Русских сезонах талант Эмиля Альбертовича получил европейское признание.
Прогрессивные идеи и лозунги революции 1917 года Купер воспринял с радостью и надеждой. Под его руководством состоялось грандиозное по размаху исполнение в Большом театре Девятой симфонии Бетховена в честь первой годовщины Октября и прозвучал «Прометей». На праздничном концерте присутствовал Ленин. Эмиль участвовал в концертах-митингах, многочисленных музыкальных мероприятиях, пытался улучшить быт музыкантов и артистов.
В борьбе с трудностями
В 1919 году нарком Луначарский, зная блестящий организаторский талант Купера, направил его в бывшую Мариинскую оперу. В голодающем опустевшем Петербурге Эмиль Альбертович столкнулся с большими трудностями, хотя активно взялся за дело. На сцене театра ставил оперы с участием Федора Шаляпина.
Именно Эмиль Купер выступил с идеей создания первой в стране государственной филармонии летом 1921 года и стал ее руководителем. Всего за три летних месяца оркестр Петербугской филармонии провел 54 симфонических концерта в переполненных залах. Но выдающемуся дирижеру пришлось взвалить на свои плечи не только музыкальные хлопоты.
Отстранив неумелых организаторов, он сам ездил на грузовом суденышке за картошкой и дровами для артистов театра, «выбивал» паровые котлы и новые трубы для отопления концертного зала филармонии, решал нескончаемые финансовые трудности. При этом готовил прекрасные спектакли и концерты.
Весной 1923 года музыкальный Петербург торжественно отмечал 25-летие дирижерской деятельности Эмиля Купера. За четверть века служения музыкальной России Купер стал одним из выдающихся дирижеров своего времени. Однако чрезмерные нагрузки изматывали дирижера.
Покоритель мировых сцен Эмиль Купер

Федор Шаляпин
Куперу было уже под 50 лет, а нормальную обстановку для творчества он мог создать себе только во Франкфурте-на-Майне, где выступал с Шаляпиным, или в Берлине, где исполнял музыку Чайковского во время зарубежного лечения. В мае 1924 года он получил разрешение на полугодовой отпуск и поехал на гастроли в Буэнос-Айрес, где дирижировал спектаклем «Борис Годунов» и симфоническими концертами. После успешных выступлений в Аргентине Купер перебрался в Европу и решил больше не возвращаться в Россию.
Благодаря незаурядному дирижерскому таланту, высокой культуре, свободному владению французским и немецким языками Эмиль Купер органично вписался в музыкальную жизнь Запада. Его поддержали в артистических кругах многих стран. Он стал главным дирижером Королевского театра в Мадриде. В Париже на сцене Grand Opera под его руководством в 1926 году прошло концертное исполнение оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» силами «Частной российской оперы Церетели».
Отмечая его разносторонние заслуги в области музыкального искусства, французское правительство наградило Эмиля Купера орденом Почетного легиона. Произошло это в 1936 году. А незадолго до фашистской оккупации Купер покинул Париж и переехал в Нью-Йорк. В 1942 году совместно с Михаилом Чеховым поставил в Городской опере Нью-Йорка «Сорочинскую ярмарку» Мусоргского. Венцом оперной карьеры Купера стала работа в Metropolitan Opera. Он был единственным русским дирижером, который стоял за пультом этого прославленного театра. Начав со сложнейшей оперы «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси, Эмиль Альбертович доказал, что заслуженно считается одним из лучших оперных дирижеров своего времени. Но мастер был вынужден покинуть театр: новая администрация взяла курс на омоложение творческого состава.
До последнего вздоха
Он перебрался на юг страны в Батон-Руж (штат Луизиана), где взял под свое руководство городской симфонический оркестр. Незабываемое впечатление на зрителей произвела его постановка «Отелло» Джузеппе Верди, которой он дирижировал в 80 лет. А в 1958 году Купер впервые в США дирижировал Десятой симфонией Дмитрия Шостаковича.
Через 2 года Эмиль Купер блестяще провел с оркестром Батон-Ружа последний симфонический концерт, в программу которого входили произведения русской классики – Римского-Корсакова, Стравинского, Чайковского, Глинки. Эмиля Альбертовича не стало спустя 8 месяцев, 19 ноября 1960 года, но до сих пор сохранились записи концертов выдающегося украинца, а имя Эмиля Купера вписано золотыми буквами в мировую историю музыки.

Дмитрий Шостакович
ФАКТЫ
В «Автобиографии» он писал: «Как перед этим в Москве, так и в Петербурге не нашел никакого отдыха. Наоборот, нужно еще больше внимания к моим обязанностям, еще больше ответственности, а материальные условия жизни с каждым днем становились все хуже и хуже…»
***
«Вспоминаю человека, чем-то похожего одновременно и на Вагнера и на Наполеона, наделенного ярким талантом, неиссякаемой энергией, громадной волей. Это был Эмиль». Так писал об Эмиле Купере другой выдающийся дирижер Евгений Мравинский.
О дирижерах говорят и знают, как правило, очень мало. В лучшем случае – имя. А между тем нет дирижера – нет оркестра.
Мы хотим восстановить справедливость и писать о дирижерах на нашем сайте. Жаль, что эти талантливые люди чаще остаются в тени.