ЭНДРЮ ЛЛОЙД-УЭББЕР – ВЕЛИКИЙ И ПЛОДОТВОРНЫЙ
Даже те, кто далек от мира музыки, наверняка хотя бы раз слышали о выдающемся композиторе Эндрю Ллойд-Уэббере и его бессмертных творениях – мюзиклах «Призрак оперы», «Кошки», «Эвита» и рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». Почти полвека он посвятил созданию музыки, которая нашла отклик в сердцах сотен миллионов слушателей во всем мире.
Музыкальное семейство
22 марта 1948 года стало знаменательным днем в истории Южного Кенсингтона – одного из районов Лондона. Нужно сказать, что тогда это понимали только два человека – Джин и Уильям Ллойд Уэбберы, потому что были несказанно рады появлению на свет их первенца Эндрю. Радовалась внуку и бабушка Молли Джонстоун, в квартире которой обосновалось все семейство. Мальчику посчастливилось родиться в музыкальной семье – отец играл на органе и был директором Королевского колледжа музыки, мать преподавала игру на фортепиано.
Эндрю взрастили на благодатной почве, он с удовольствием играл на скрипке, а в шесть лет заслужил лестные рецензии в местном музыкальном журнале по поводу опубликованных нескольких фортепианных композиций. Мама Джин заметила, что сын не любит исполнять чьи-либо произведения, только собственные. Педагогическое чутье подсказало ей не перечить ребенку в таком тонком вопросе. Так начался тернистый путь Эндрю в искусстве. Кстати, эту же стезю выбрал и его младший брат Джулиан, который стал известным виолончелистом.
В восемь лет Эндрю приняли в престижное учебное заведение – Вестминстерскую подготовительную школу и через пять лет его зачислили уже в саму среднюю школу. В те годы Эндрю воспылал любовью не только к музыке, но и к истории Средних веков, чему поспособствовали поездки к многочисленным памятникам архитектуры Англии. Родители даже прочили ему большое будущее в ученом мире, но эти мечты так и остались неосуществленными. А все благодаря одному из концертов, где тринадцатилетний Эндрю снискал аплодисменты публики и, окрыленный успехом, сделал окончательный выбор в пользу музыки. На этом вечере ему нужно было сыграть несколько произведений, а он неожиданно для всех исполнил отрывки из своих сочинений, чем завоевал зрителей.
Судьбоносное знакомство
Пока мир хипповал и фанател от группы Beatles, шестнадцатилетний Ллойд-Уэббер корпел над своими произведениями, одно из которых решился послать в авторитетную компанию по звукозаписи «Декка». По счастливой случайности его мелодия не затерялась среди тысяч других, а попалась на глаза музыкальному агенту Дезмонду Эллиоту. Сам этот факт вряд ли бы сыграл хоть какую-то роль в судьбе Эндрю, если бы не заочное знакомство этого Дезмонда с неким Тимоти Райсом – участником малоизвестной поп-группы и автором песен. Именно Элиот рассказал Райсу о существовании Уэббера.
Тим написал Эндрю письмо, а уже через несколько дней началась их совместная работа над мюзиклом «Такие, как мы». Райс во всем был полной противоположностью Ллойд-Уэббера, возможно, поэтому они так дополняли друг друга, в первую очередь, в творчестве.
Полноценной работе молодых творцов мешал тот факт, что Эндрю предстояло отправиться в Магдален Колледж в Оксфорде, стипендию на обучение в котором он выиграл, написав великолепную работу о Викторианской архитектуре. Эндрю опасался, что пока он будет учиться, у него из-под носа уведут соавтора-либреттиста. Взяв академотпуск после первого семестра, больше в колледж Уэббер не вернулся.
Вторая попытка Ллойд-Уэббера
Дебютный мюзикл Тима и Эндрю, вопреки ожиданиям авторов, никакого успеха не имел. Впрочем, ребята сильно не огорчились и взялись за новый проект – учитель Джулиана (младшего брата Эндрю) предложил им написать для школьного концерта небольшую кантату на библейский сюжет. Так родилось еще одно детище Тимоти и Эндрю под названием «Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов».
Школьная общественность имела честь услышать сие творение 1 марта 1968 года. На презентации среди прочих родителей оказался автор музыкальной колонки газеты Sunday Times, который написал об этом событии позитивный материал. Еще несколько лестных рецензий в других изданиях сделали свое дело, и контракт с компанией New Ventures был у музыкантов в кармане.
И взошла суперзвезда
В 1969 году авторы создали целую рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда». Появление этого произведения стало одним из самых ярких событий культуры прошлого века. Альбом с синглами из «Иисуса» разошелся огромным тиражом, сделав знаменитостями Эндрю и Тима. Надо отметить, что либретто рок-оперы вызвало неоднозначную реакцию публики. Интерпретация последней недели жизни Иисуса, какой ее увидел Иуда, вызвала множество протестов верующих. Хотя они не помешали авторам сделать театральную постановку и стать свидетелями экранизации мюзикла в 1973 году.
Одновременно в жизни Эндрю Ллойд-Уэббера произошли перемены на личном фронте. Он женился на Саре Хьюджилл, только что закончившей школу. У пары появились двое детей – дочь Имоджен и сын Николас.

Эндрю Ллойд-Уэббер и Тим Райс
В это время впервые между Тимом и Эндрю случилась серьезная размолвка. Райс хотел работать над музыкальным спектаклем об истории жизни жены аргентинского диктаторы Эвы Перрон, а Ллойд-Уэббер ждал от него либретто к мюзиклу «Дживс». Тим уехал в Аргентину, а Эндрю заменил его драматургом Аланом Эйкборном. В итоге сценарные и постановочные недоработки привели к провалу.
Уэббер сделал правильные выводы из своих промахов и помирился с Райсом, в результате мир услышал и увидел «Эвиту», а композиция «Не плачь по мне, Аргентина» взлетела на вершину британских хит-парадов. Сценическая версия мюзикла, поставленная на Бродвее, завоевала в 1980 году семь премий «Тони».
«Кошки»
И снова у соавторов произошло разногласие, на этот раз между ними пробежали «Кошки». В основу либретто легли стихи Томаса Элиота, а недостающий материал был написан Тревором Нанном. Триумф нового мюзикла начался 11 мая 1981 года в Лондоне и продолжался двадцать один год, побив все рекорды. На Бродвее же он шел долгих восемнадцать лет.

первая жена Сара Хьюджилл
Успех «Кошек» обернулся для Эндрю крутыми душевными виражами. Роль кошки Джемимы досталась молодой певице Саре Брайтман, голос которой буквально околдовал Уэббера. Но случилось это не во время мюзикла, а на спектакле «Соловей», где она сыграла главную роль. Вот так голос подарил Эндрю новую любовь и одновременно стал причиной развода с женой, а таблоиды тут же окрестили Брайтман «Сарой № 2».
В 36-й день рождения Эндрю женился на Саре Брайтман и презентовал новый мюзикл «Звездный экспресс». Это творение вопреки прогнозам критиков стало коммерчески успешным проектом. Еще через год Уэббер представил публике «Реквием», созданный на основе текстов латинской мессы и посвященный памяти отца. Произведение доказало, что Эндрю может столь же успешно работать в классическом жанре и писать «серьезную» музыку. За «Реквием», который великолепно исполнили Сара и Пласидо Доминго, Ллойд-Уэбберу досталась награда Grammy за лучшую современную классическую композицию.
Призраки Эндрю Ллойд-Уэббера
Новый успех ждал уже признанного композитора с мюзиклом «Призрак оперы» по роману Гастона Леру. Заглавная ария в исполнении Сары Брайтман и Стива Харли завоевала сердца миллионов слушателей еще до премьеры сценической постановки в 1986 году.

Эндрю и Сара Брайтман
Через три года на свет появились «Аспекты любви», которые передали зрителям личные переживания композитора. Дело в том, что его брак с Сарой давал трещины. Брайтман идеально играла роль музы и возлюбленной, но не смогла стать хозяйкой большого дома и матерью.
Новые проекты, написанные для жены, становились причиной ее частых гастролей и их долгих разлук. В 1990 году, всего через год после премьеры «Аспектов любви», их семейный дуэт распался, хотя творчеством они еще продолжали заниматься вместе.
Бурная гавань тихого счастья
Очень скоро Эндрю Ллойд-Уэббер обрел новое семейное счастье с Мэдлин Астрид Гордон, которая родила ему впоследствии троих детей – сыновей Элистара и Уильяма и дочь Изабель Аврору. Именно Мэдлин создала уют и окружила мужа заботой, чего ему так не хватало в предыдущем браке.
Не заставили долго ждать и свежие произведения композитора – «Бульвар Сансет», «Свистни по ветру», «Прекрасная игра» и другие. Его выдающиеся способности заключаются в умении правильно использовать всевозможные музыкальные стили, придавая им свой неповторимый колорит и оттенок. Кроме дара создавать сложнейшие оркестровки для своих мюзиклов, Эндрю еще обладает уникальным чутьем на театральный успех.

Эндрю и Мэдлин Гордон
Удача сопутствует ему и в финансовых вопросах. Он – директор созданной еще 1977 году компании Really Useful Group, которая ведет все его проекты и занимается продюсерской работой. Помимо этого Эндрю стал владельцем более десяти театров Уэст-Энда, так что коммерческой хватки ему не занимать. Он не останавливается на достигнутом и при этом никогда не забывает о музыкальном театре – жанре, которому он подарил новую жизнь. Стоит сказать, что пользуется невероятной популярностью организованный им в собственном поместье Сидмонтон ежегодный фестиваль. На нем публика может услышать отрывки из его новых произведений до того, как они появятся на театральной сцене.
Список его наград и премий занимает не одну страницу, а статуэтки – не одну полочку. В 1997 году королева даровала ему титул лорда и дефис в написании фамилии. Теперь Эндрю Ллойд-Уэббер еще и барон Сидмонтонский.
ФАКТЫ
В детстве к Эндрю приклеилось прозвище «Бампер» (от английского глагола to bump – пинать). Все окружающие знали его настырный характер и вулканический темперамент, поэтому предпочитали уступать его требованиям, нежели спорить.
***
Любовь к мюзиклам Эндрю привила тетя Вай. Она водила мальчика в театры на «Вестсайдскую историю», «Звуки музыки» и «Мою прекрасную леди». Эта связь юноши с прекрасным миром музыки во многом повлияла на его собственное творчество.
***
Когда вышла долгожданная экранизация мюзикла «Эвита» с Мадонной в главной роли, Эндрю Ллойд-Уэббер получил премию «Оскар» вместе со своим давним соавтором Тимоти Райсом. При этом у Тима это уже была третья статуэтка в карьере.