Флоримон Эрве

РЫЦАРЬ ОПЕРЕТТЫ ФЛОРИМОН ЭРВЕ

 

композитор Флоримон ЭрвеЭтот композитор сочинял разные духовные произведения, но никому не признавался, что мечтает об оперетте. Затем он все же создал 80 оперетт, хотя уже мечтал о завершении симфонии-оратории. Со временем Флоримона Эрве признали отцом оперетты, но пристрастия чудаковатого творца всегда двоились, как, впрочем, и вся его жизнь. Одаренный сверх меры певец, композитор, актер и драматург был эксцентричным и непредсказуемым. О его двойной жизни никто не знал, как и о том, что сюжеты своих лучших оперетт он почерпнул в сумасшедшем доме, став самым веселым и насмешливым композитором второй половины XIX века и создав задорный сатирический жанр.

По дороге в церковь

О детстве и юношестве Флоримона Эрве известно немного. Он родился в маленьком городке Уден на севере Франции 30 июня 1825 года и получил имя Флоримон Ронже. Мальчик обладал прекрасным голосом, поэтому с ранних лет пел в церковном хоре.

Однажды долговязый юноша бродил по улицам и оплакивал свою не складывающуюся жизнь. Он пережил сильнейшее потрясение, когда в приютившую его церковь пришел профессиональный органист, и Флоримону оказалось не на чем играть. Продолжая всхлипывать, он обнаружил, что забрел в предместье Парижа. Там он увидел старинную церковь и решил в нее войти. оперетта Простреленный глазСлужащий храма подозрительно осмотрел гостя, ведь тот был таким худощавым, что вызывал только жалость. Прижав руку к груди, Флоримон воскликнул, что он тут по воле народа и только штыки могут заставить его уйти. Служитель даже не понял, что юноша процитировал знаменитого французского политика и оратора Оноре де Мирабо. Флоримон воспользовался растерянностью мужчины и быстро направился к органу. Услышав удивительные музыкальные импровизации, навстречу Флоримону спешно вышел священник. Он был несказанно рад приходу талантливого юноши и предложил ему занять пустующее место органиста. Радости парня не было предела, он только поинтересовался, в какую церковь забрел. Оказалось, что это церковь Бисетра – самой известной в столице психиатрической больницы.

Музыкальные пилюли Флоримона Эрве

В 1842 году молодой Флоримон стал услаждать хоралами слух душевнобольных, которые каждый день приходили на мессу. Очень быстро он понял, что музыка делает их спокойнее, даже самые буйные стали утихомириваться. Тогда Флоримону пришла в голову идея лечить пациентов больницы с помощью музыки. Новоявленный органист создал церковный хор, певчими которого стали пациенты. Естественно, поначалу зрелище это было нелицеприятным, но со временем больные все более воодушевлялись, и хор приобретал стройность и звучность. Чтобы не утруждать душевнобольных большими песнопениями, Флоримон специально сочинял небольшие кантаты и говорил, что это музыкальные пилюли.

Двойная жизнь

Через пять лет работы в церкви при психиатрической больнице Флоримон познакомился с актером-комиком Жаном Дезире. Смешному и упитанному артисту понравилась Флоримон Ервемузыка молодого органиста, и он заказал ему создание композиций к своему бенефису. Одна мысль о сцене приводила Флоримона в восторг, о таком подарке судьбы он и мечтать не мог. Дезире смог пристроить музыканта на небольшие роли в театре на Монмартре. Правда, денег ему за творчество пока не платили, поэтому он по-прежнему зарабатывал, дирижируя хором больных. Каждый вечер органист тайком уходил из церкви в театр, а утром так же незаметно пробирался обратно. Если бы его церковное начальство узнало о таких вольностях, тут же выгнало бы его! У Флоримона от такой двойной жизни голова шла кругом, а церковные хоралы путались с веселенькими куплетами.

Второе рождение композитора

Работа на сцене все больше захватывала Флоримона. Ему уже было мало дополнять чужие музыкальные произведения, хотелось сочинять самому. Поэтому приближающийся бенефис Дезире был лучшим поводом блеснуть талантом. Худой и высокий музыкант рядом с маленьким и полным актером навеял ассоциацию с Дон Кихотом и Санчо Флоримон ЕрвеПансой. Так и назвал Флоримон свою первую оперетту. Узнав, что его имя будет стоять на афише, он тут же придумал себе псевдоним Эрве, чтобы в церкви не догадались о его двойной жизни. Теперь хоралы сочинял Флоримон Ронже, а оперетты – Флоримон Эрве.

Эта пьеса имела такой ошеломительный успех у публики, что выдающийся композитор Адольф Адан, автор знаменитых балетов «Корсар» и «Жизель», пригласил Эрве работать третьим дирижером в свой театр Национальной оперы. Весной 1848 года «Дон Кихот» Эрве был поставлен на этой престижной сцене, а его мелодии стали напевать на бульварах Парижа. Теперь Флоримону можно было не заниматься музыкой с душевнобольными, ведь к нему пришла слава, но Эрве было этого мало. Теперь его захватила мечта о собственном театре, в котором можно было бы ставить лишь свои произведения. Благосклонная судьба и в этот раз пошла навстречу композитору. Флоримоном заинтересовался известный меценат – герцог Шарль де Морни. Но Эрве отказался от выгодного предложение стать его личным секретарем и попросил только помочь в создании театра.

Театр «Фоли нувель»

Новая жизнь Флоримона Эрве началась с открытия его театра на бульваре Тампль 8 апреля 1854 года. Театр получил название «Фоли консертант», хотя уже через месяц Эрве переименовал его в «Фоли нувель». Слово «фоли» (сумасбродство, безумство) стало не просто названием культурного заведения, а неким ярлыком, брендом Флоримона Эрве. Во время первой же постановки «Жемчужина Эльзаса» в зал со сцены хлынул поток веселых мелодий и множества дерзких шуточек. При этом героиня спектакля впервые на сцене исполнила что-то невообразимое – «непристойный» танец канкан. Таким было рождение первого в мире театра оперетты. Это слово, которое стало названием целого жанра, Эрве придумал сам.

Сначала Флоримону разрешили ставить на сцене одноактные произведения лишь с двумя действующими лицами, чтобы у нового театра не возникло конкуренции с именитой «Опера комик». Но два исполнителя не давали Эрве «развернуться» на полную, и он начал искать пути обхода этой квоты. Так в его спектаклях стали появляться то глухонемые, то куклы, то трупы, которые начинали петь. Такой эпатаж приводил жадную до безумного веселья и острых ощущений парижскую публику в восторг. Молодые гуляки и их легкомысленные подруги толпами шли на «Сумасшедшего композитора», «Двугорбого верблюда» и другие произведения Эрве, которые проложили путь новому задорному театральному искусству.

Работа на износ

«Безумства» господина Эрве прогрессировали. А публика в восторге и ликовании требовала еще. Лишь в 1854 году он написал 18 буффонад. Флоримон ЭрвеТеатр постоянно нуждался в обновлении репертуара, а Эрве сам уже не справлялся с созданием такого количества произведений. Он решился на смелый шаг и пригласил в «Фоли нувель» своих друзей – композиторов Жака Оффенбаха и Лео Делиба. Со временем театру разрешили ставить пьесы, в которых будет до 15 действующих лиц, а это уже был полноценный спектакль. Тогда Флоримон стал сочинять трехактные оперетты. Он спешно писал пьесы и музыку к ним, потом ставил их и в них же играл. Эрве работал на износ, но приглашенный им Оффенбах начал опережать предшественника. Даже всех талантов Флоримона оказалось недостаточно, чтобы не уступить первенство. И теперь уже Эрве пришлось догонять Оффенбаха, хотя расстояние между композиторами все увеличивалось. Жак пародировал многовековые мифы, подчеркивая их связь с современностью, а Флоримон лишь высмеивал старый жанр – оперу.

Последнее детище Флоримона Эрве

В 1870-х годах зрительский спрос на оперетту угас, она утеряла прежнюю актуальность. Флоримону Эрве пришлось закрыть свой театр. Публика почти забыла о композиторе. Коротая одинокие вечера, он снова вернулся к духовным сочинениям. Музыкант сожалел лишь о том, что ему перевалило за 50, и жизнь почти окончена. Но в 1883 году к пожилому Флоримону Эрве пришла исполнительница Анна Жюдик. Раньше она блистала в его театре,Флоримон Ерве а затем ушла к более успешному Жаку Оффенбаху. Анна попросила Эрве написать для нее оперетту, которая не была бы насыщена техническими сложностями, ведь прима уже постарела и начала терять голос.

Эрве не спал всю ночь, он все думал, как вернуть молодость. Флоримон вспомнил о своей церковной юности и решил написать произведение о начинающем композиторе, который был вынужден обучать музыке послушниц монастыря, мечтая при этом об оперетте. Разве не об этом были грезы композитора, когда он играл на органе церкви при сумасшедшем доме?

Оперетта Эрве «Мадемуазель Нитуш» снискала бешеный успех французской публики. Зрители не замечали, что партия Анны Жюдик очень проста. Никто не заметил и того, что композитор почти не выходил из дома, не звал гостей и стал бормотать что-то несвязное. Казалось, будто последнее его детище забрало у Эрве не только настроение, но и жажду жизни.

Сумасбродные похороны

После премьеры «Мадемуазель Нитуш» Флоримон Эрве прожил еще девять лет, но годы эти были печальны. У него развилась душевная болезнь, и он оказался там,Флоримон Эрве где 50 лет назад начинал свой творческий путь – в Бисетре. На этот раз композитор здесь стал пациентом. Он ушел из жизни 4 ноября 1892 года, так и не обретя рассудка.

По иронии судьбы его похороны были такими же «двойными», как и вся жизнь Эрве. Накануне дня погребения воспитанник «Фоли нувель» актер Жозе Дюпюи опоздал на репетицию и сказал, что был на похоронах Эрве, упрекая коллег в том, что они там не присутствовали. Но вечером пришло известие о похоронах композитора, которые должны были пройти лишь на следующий день. Актеры были в недоумении. Придя под своды церкви, они увидели китайцев… Оказалось, что здесь хоронили видного ученого-китаиста, который был однофамильцем Эрве.

ФАКТЫ

В 1954 году французский кинорежиссер Ив Аллегре по мотивам оперетты Флоримона Эрве снял фильм Флоримон Эрве«Мадемуазель Нитуш», в котором сыграли звезда экрана Фернандель и итальянская актриса Пьер Анджели. А в 1976 году вышел двухсерийный музыкальный телефильм советского режиссера Леонида Квинихидзе «Небесные ласточки» с Ией Нинидзе и Андреем Мироновым в главных ролях.

***

Композитор Бернард Грун сказал о Флоримоне Эрве, что он полуиспанец и полуфранцуз, полуписатель и полукомпозитор, полувиртуоз на органе и полуклоун, который в жизни представлял невероятный двойственный характер и обессмертил его в образе Флоридора-Селестена в оперетте «Мадемуазель Нитуш».

 

Флоримон Эрве обновлено: Апрель 10, 2021 автором: Елена