ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ – НА СЛУЖБЕ У МУЗЫКИ
Среди выдающихся дирижеров есть человек, которого называют гордостью мирового исполнительского искусства – это Геннадий Рождественский. Легендарная личность, по виражам жизни которой можно проследить историю культуры XX века, ведь за дирижерским пультом он стоял более 60 лет.
Статистика творческой жизни Геннадия Рождественского зашкаливает: только за последние тридцать лет он дирижировал более 2000 раз на сценах и в студиях; работал с более сотней оркестров; география гастролей насчитывает 37 стран и две сотни городов. Таких достижений нет ни у одного дирижера.
Сын музыкантов
Авторитетный дирижер Европы выступал практически со всеми известными симфоническими оркестрами мира. Имя Геннадия Рождественского символизирует безупречный вкус и твердость музыкальных убеждений. Мэтр гармонично сочетал в себе новаторский подход к музыкальному искусству и одновременно консерватизм. Без сомнений, он – один из образованнейших людей ушедшего и нынешнего веков. Хотя он говорил, что ассоциирует себя с XX веком, но благодарен XXI-му за безграничное ощущение творческой свободы. Только в наше время он мог играть там, где хочет, когда хочет и какую хочет музыку, чего даже представить было невозможно в годы советского режима.
Геннадий Николаевич родился в семье столичной интеллигенции 4 мая 1931 года. Отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мать – солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская. Родители с раннего детства приобщали сына к искусству, разучивая с ним ноты. Самые яркие впечатления из детства – объявление о начале войны, эвакуация, возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, в которой жила семья, зарыла его в землю, чтобы инструмент не достался немцам. Оказалось, что пианино сохранилось в земле и до сих пор стоит в той квартире.
Дело случая
В год Победы Геннадий отправился учиться в музыкальную школу имени Гнесиных, где занимался у самой Елены Гнесиной. Затем перешел в музыкальную школу при консерватории, откуда поступил в консерваторию к профессору Льву Оборину. Тем временем отец продолжал совершенствовать навыки сына в дирижерском мастерстве. Николай Павлович научил Геннадия управлять оркестром без помощи рук. Потом дирижировать одними только глазами Рождественский учил студентов Московской консерватории.
Импульсом, который привел его к дирижированию, Геннадий Николаевич считал один случай, который произошел с ним в музыкальной школе. Он шел с занятий по коридору и в одном из кабинетов услышал звуки секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции». Открыв дверь в класс, Рождественский увидел, что ученики испытывают трудности в разучивании этого произведения. Тогда он стал ими дирижировать и понял, что помогает им в исполнении. Ощущение этой помощи захватило будущего маэстро целиком. В тот момент он понял, что профессия дирижера станет делом его жизни.
Геннадий Рождественский – дирижер Большого
Еще в годы учебы в консерватории Геннадий Николаевич возглавил студенческий оркестр, с которым активно начал выступать на больших сценах страны. Уже в 20 лет его взяли на стажировку в Большой театр, где после конкурсного отбора он занял пост балетного дирижера, которым проработал 9 лет.
Дебютировав балетом «Спящая красавица» Чайковского, Геннадий Рождественский продолжил восхождение на вершину дирижерского искусства участием в постановках «Конька-горбунка» и «Кармен-сюиты» Щедрина и Бизе, «Спартака» Хачатуряна, «Щелкунчика» Чайковского и «Войны и мира» Прокофьева.
За пять лет работы дирижером Большого театра оркестр исполнил почти 40 опер и балетов. Параллельно маэстро возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.
Окно в Европу
В эпоху, когда все искусство было под колпаком партии, Рождественскому удавалось пропагандировать произведения авангардистов, которых якобы не замечали «послушные» дирижеры. При этом Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который смог работать в странах Европы. В 1972 году его выпустили на гастроли в Стокгольм, после которых мастер палочки и пульта получил приглашение от Королевского Филармонического оркестра Швеции возглавить его.
Естественно, Министерство культуры перечеркнуло все мечты Геннадия Рождественского о возможности доносить свое творчество до мирового слушателя и зрителя. Но вскоре в Швеции с официальным визитом побывал председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. На одном из приемов шведский премьер-министр попросил его отпустить Рождественского на работу в Швецию. Вернувшись в Москву, Косыгин дал министру Фурцевой распоряжение «выпустить» дирижера. Такого поворота событий никто не ожидал. Более того, этот случай стал прецедентом. Теперь советским дирижерам трудно было отказать, если их приглашали к сотрудничеству оркестры с мировым именем.
Сионистский центр Геннадия Рождественского
В 1974 году в музыкальной жизни страны произошло из ряда вон выходящее событие – главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Рождественский ушел с занимаемой должности. Причины такого решения следовало искать во властных кабинетах, в частности – председателя Гостелерадио Сергея Лапина. Этот руководитель был одним из самых образованных и эрудированных людей среди чиновников того времени, но отличался крайне неприязненным отношением к людям еврейской национальности.
После начавшейся волны эмиграции евреев в Израиль трое музыкантов оркестра Рождественского уехали на историческую родину. Лапин вызвал к себе Геннадия Николаевича и долго склонял к тому, чтобы избавиться от всех евреев в его коллективе. У него даже была цифра – 42 человека. Их предлагалось уволить за нарушение дисциплины или огрехи в исполнительском мастерстве.
Маэстро достойно держался во время этой аудиенции, а через два дня получил от Лапина письмо с адресованной ему анонимкой на Рождественского. В ней автор доводил до сведения Лапина то, что оркестр – не музыкальный коллектив, а настоящий сионистский центр, где Геннадий Николаевич «потакает жидам» и пренебрегает русскими музыкантами.
Не желая участвовать в этих низменных играх, Рождественский подал заявление, которое Лапин через две недели подписал. А вскоре оркестр был очищен новым руководителем от лиц неугодной национальности.
В вихре творчества
Перспективы у Геннадия Николаевича намечались не совсем радужные, но тут снова случайность вмешалась в его судьбу. Прогуливаясь по улице, он встретил режиссера Бориса Покровского, который направлялся на репетицию. Оказалось, что он готовил постановку оперы Шостаковича «Нос». Борис Александрович не отказал маэстро в присутствии на репетиции, после которой даже предложил совместную работу на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела небывалый успех и мощный резонанс в обществе.
А потом был период, когда Геннадий Николаевич несколько лет снова стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре корпорации «Би-би-си», возглавлял Венский симфонический оркестр, а также создал оркестр Минкульта СССР, которым руководил до 1992 года.

сын Александр
За эти годы зрители увидели уникальные концертные программы, были сделаны целые коллекции записей выдающихся композиторов. Маэстро объездил с выступлениями весь мир и мог гордиться своим удивительным репертуаром из более 2000 сочинений. Рождественский без преувеличения стал в ряд самых авторитетных дирижеров мира.
Берлинский филармонический оркестр, Стокгольмский Королевский оркестр, Королевский оркестр Амстердама, Лондонский Королевский филармонический оркестр, Токийский оркестр «Иомиури», симфонические оркестры Кливленда и Чикаго – это не полный список самых знаменитых коллективов, которые выступали под взмахи волшебной палочки Геннадия Рождественского. Его награды, премии и звания не поддаются счету.
Археолог в музыке
Он всегда исполнял лишь особенную музыку, не боясь осуждения или критики. Рождественский выбирал у композиторов то, что не играет никто другой, доставая для слушателей настоящие сокровища из музыкальных недр. Возможно, именно за это в прессе его часто называют музыкальным археологом, который не побоялся приобщить публику к композиторам ХХ века и играть когда-то запрещенных авторов – Губайдулину, Шнитке и Денисова. Маэстро Рождественский исполнил более 150 произведений впервые в мире.

с женой Викторией
Он считал, что театры должны воспитывать публику репертуаром, а не следовать ее запросам, как это происходит на его родине. К сожалению, там до сих пор прочно держится советский уровень управления и организации работы театров, поэтому на какие-то масштабные изменения рассчитывать не приходится.
В последний раз, когда Геннадий Николаевич работал в Большом театре, он наивно надеялся эту систему изменить. Но пробить в одиночку стену бюрократии и формализма ему было не под силу, поэтому он направил свою энергию на постановку оперы «Игрок» Прокофьева. Но и на этом пути ему выставляли одни препятствия, подключив для травли оголтелых критиканов в прессе. С тех пор Геннадий Николаевич не лестно отзывался о журналистах, считая, что конструктивные отзывы о музыке могут давать лишь те люди, которые знают партитуру лучше, чем маэстро. Как мы понимаем, это просто невозможно.
До последних дней жизни, оборвавшейся 16 июня 2018 года, Геннадий Рождественский продолжал выпускать диски с записями симфоний разных композиторов, проводить авторские циклы, он писал книги и не прекращал педагогическую работу. Кроме этого, иногда радовал зрителей выступлениями со своим сыном – скрипачом Александром Рождественским, который продолжил знаменитую династию, и женой – известной пианисткой Викторией Постниковой.
ФАКТЫ
Геннадий Рождественский говорил, что дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором.
***
Геннадий Николаевич был счастлив, что за такую многолетнюю работу дирижером, вопреки всему, он ни разу не изменил собственным художественным убеждениям. Этот критерий творчества он считал для себя главным.