КОРОЛЬ ОПЕРЕТТЫ ИМРЕ КАЛЬМАН
В 1930-х годах имя этого композитора было на устах у всех меломанов мира. Его мелодии напевали даже приверженцы классики. Как Имре Кальману, который работал в легком жанре венской оперетты, удалось достичь такого небывалого успеха? Все просто – его произведения считают беспроигрышным вариантом для всех музыкальных театров. Достаточно поставить на сцене его оперетту, и театр гарантированно будет иметь своего зрителя. Кальман преодолел немало трудностей, испытал величайший успех и встретил настоящую любовь. Его имя теперь ассоциируется с расцветом венской оперетты, ведь он создал яркие, оптимистичные и веселые произведения, хотя его жизнь часто не была столь радостной.
Рожденный на берегах Балатона
24 октября 1882 года в семье Коппштейнов родился мальчик, который вошел в историю музыки под именем Имре Кальмана. Его родители жили в городке Шиофок на берегу крупнейшего венгерского озера Балатон и нарекли сына Эммерихом. В школьные годы взамен своей еврейской фамилии он взял более нейтральную – Кальман.

семья Коппштейнов (Имре рядом с отцом)
Как это часто бывает в еврейских семьях, родители хотят, чтобы их дети с малолетства овладели музыкальной грамотой. Для этих целей в доме Коппштейнов появился рояль, на котором стала играть старшая дочь Вильма. Звуки музыки лились по дому с утра и до позднего вечера. Когда Эммерих подрос, его сестра уже исполняла незатейливые пьесы. Частенько мать искала его по всему дому, а находила под роялем, куда он забирался, чтобы послушать свои любимые мелодии, но там и засыпал под звуки инструмента.
Знатный гость
Когда в курортный Шиофок приехал виртуозный скрипач Френсис Лильд и снял нижний этаж их дома, жизнь Эммериха сделала крутой вираж. Концертмейстер Будапештской оперы часами репетировал на своей скрипке, производя неизгладимое впечатление на мальчика. Тот заворожено заглядывал в окно к постояльцу, ему хотелось не только слышать чарующие звуки, но и видеть, как они рождаются. Эти наблюдения отвлекали почтенного господина, и однажды он пожаловался на мальчугана хозяину дома. Оказалось, что это сын Карла Коппштейна. Каково же было удивление Лильда, когда он выяснил, что ребенок может запросто напеть рапсодию Ференца Листа, сыгранную его сестрой. Тогда скрипач попросил его спеть еще одно произведение великого композитора. Услышав безошибочное пение Эммериха, профессор-скрипач пришел в неописуемый восторг. С тех пор сыну хозяина дома разрешили целыми днями сидеть на стуле рядом с профессором и слушать его гаммы и этюды.
Первые тяготы Имре Кальмана
В 1892 году отец привез Эммериха в Будапешт и отдал в гимназию. Мальчик сильно тосковал по родному городу, и отвлечься от этих мыслей ему помогали книги. Первые уроки игры на рояле он получил именно в гимназии. В один из дней Кальман получил от родных тревожное известие – домой лучше не возвращаться. Дело в том, что отец Эммериха хотел превратить родной город в процветающий курорт, поэтому инвестировал немало денег в постройку театра оперетты, возведение ипподрома и нескольких гостиниц. Закончилось все для Карла Коппштейна слишком печально – его имущество конфисковали за долги компаньонов, а семье пришлось перебраться в Будапешт.
Имре приютила у себя тетя Гизи, он поступил в другую гимназию и начал зарабатывать репетиторством. Через много лет Кальман вспоминал, что ужасное чувство неуверенности в будущем дне никогда в жизни не покидало его. А те, кто позже сочинял о нем веселые истории, даже не имели представления, насколько тяжела была юность Кальмана. Тогда им и овладела страсть к музыке. Он решил во что бы то ни стало выучиться и стать музыкантом. Только музыка в то время помогала ему забыть о ежедневных проблемах.
Музыка – лекарство от невзгод
Имре продолжал учиться в гимназии, давать уроки греческого и латинского языков, физики и математики. И, несмотря на такую загруженность, он выкраивал время на учебу в музыкальной школе. За это сверстники прозвали его Фугой. Улучив свободную минуту, он мчался за рояль, чтобы разучить произведения Шопена и Шумана. Их музыка пьянила Имре. А во время каникул его невозможно было оттянуть от рояля и заставить пообедать. Отныне музыка стала для Кальмана самым лучшим лекарством от любых невзгод.
В 15 лет Имре Кальман впервые выступил перед зрителями и исполнил Фантазию Моцарта ре-минор. На концерт пришли и журналисты, чтобы оценить способности начинающего музыканта. Юноша был настолько щуплым, что корреспонденты восторженно писали о даровании «двенадцатилетнего музыканта». Хвалебная пресса называла Кальмана вундеркиндом.
Долгожданный рояль
Вскоре его родители переехали в более просторное жилище, куда смог перебраться и Имре. Теперь у него не было необходимости отдавать в семью заработанные репетиторством средства. Он собрал 500 крон, которые помогли осуществить юноше мечту – купить рояль.
Для Кальмана настало счастливое время – он мог бесконечно играть гаммы и упражнения. Целыми днями во время каникул Имре сидел за роялем. Но однажды случилась трагедия – юноша почувствовал острую боль в руке. Со временем она только увеличивалась и никакие лечебные процедуры не помогали. Видя мучения Имре, друзья посоветовали ему попробовать свои силы в композиторском классе консерватории. Увы, туда не принимали школьников. Но профессор Ганс фон Кесслер, услышав историю Кальмана, сжалился над ним и взялся его обучать.
Первая известность Имре Кальмана
Родители настаивали, чтобы Имре все же окончил гимназию и получил аттестат. После выпускных экзаменов Кальман стал студентом юрфака Будапештского университета, а параллельно занимался в Академии музыки. Стоит отметить, что адвокатская карьера Имре не сложилась, поэтому он устроился музыкальным критиком в ежедневную газету. Он писал об операх и симфониях, продолжал учиться в Академии, хотя преподаватели косо поглядывали на студента-редактора. Критика могла бы стать стихией Кальмана, однако музыка заполнила все его сердце.
Первое музыкальное сочинение Имре написал в 20 лет. Это был цикл на стихи Людвига Якубовски. После консерватории композитор создает симфоническую поэму «Эндре и Иоаганна», пишет фортепьянные пьесы и сочиняет песни. Симфонические поэмы для оркестра, среди которых были «Сатурналии», принесли Кальману известность, но не сделали его успешным.
«Опуститься» до оперетты

премьера оперетты, 1914
Пьеса «Наследство Перешлени» стала первым театральным произведением Кальмана. А в 1906 году он получил от Венгерского театра заказ на музыку к «Прощанию Микши». В этой постановке Кальман дебютировал и в роли дирижера. Молодой Кальман был удостоен премии австрийского композитора Роберта Фолькмана. Денег, выплаченных лауреату, хватило на поездку в Берлин. Там Кальман провел полтора месяца в надежде продать издательствам свои произведения, но везде получал вежливый отказ. Отчаявшийся Имре как-то посетовал сестре, что теперь ему только остается обратиться к оперетте, если его симфонии никому не нужны. Кальман презирал этот легкомысленный жанр, но вскоре ему пришлось до него «опуститься».
Премьера «Осенних маневров» состоялась в Будапеште в 1908 году. Публика приняла первую оперетту Имре Кальмана с невероятной благосклонностью, без устали аплодируя автору. Венские зрители испытали не меньший восторг. Затем были сцены Гамбурга и Берлина.
Судьбоносная Паула
Важные перемены в жизни композитора, как это часто бывает, произошли почти одновременно. Маэстро не любил шумных вечеринок, поэтому после спектаклей быстро уходил в кофейню. После очередного представления он уединился, а затем заметил, как в зал вошла компания. Среди пришедших оказалась некая Паула Дворжак-Денк. Она не могла поверить, что этот полноватый брюнет и есть тот самый композитор, которого обсуждает вся Вена. Паула прекрасным голосом исполнила фрагмент оперетты Кальмана и сказала, что влюблена в его творчество. Так начался их многолетний роман. Для робкого композитора эта красавица стала доброй феей, которая отводит все напасти. Имре уговаривал Паулу выйти за него, но она отказывалась, потому что не могла подарить ему детей. Роль заботливой гражданской жены ее вполне устраивала.
Вместе с любовью к Кальману пришел небывалый успех – его новые оперетты становились настоящим событием для искушенной публики Вены. Почти за два десятилетия жизни с Паулой он написал свои главные шедевры – оперетты «Цыган-премьер», «Фея карнавала», «Королева чардаша» («Сильва»), «Марица», «Баядера» и «Принцесса цирка». Театральные сцены европейских столиц пали к его ногам. Но в 1928 году Паула умерла от тяжелой болезни и для Кальмана начались нелегкие времена.
Бегство и возвращение
Жизнь немолодого композитора изменила молодая эмигрантка из России Вера Макинская, которая мечтала стать актрисой. Девушка покорила Кальмана, стала его новой музой и вдохновила на новые оперетты. Она родила Имре долгожданных детей – сына и двух дочерей.

с женой Верой и детьми
В Америке Имре Кальмана сразил инсульт, когда он узнал в 1945 году о гибели своих старших сестер в Венгрии. Со временем композитор кое-как оправился, но пережить эту трагедию так и не смог.
В 1949 году Кальманы вернулись в Европу. Имре мечтал вновь увидеть места, где к нему пришла слава. Чтобы поправить подорвавшееся здоровье, маэстро поехал в Баден-Баден, но там его настиг второй инфаркт. Композитор прожил еще несколько лет и ушел из жизни 30 октября 1953 года. Он покоится на главном кладбище Вены, как и хотел, рядом с Бетховеном, Штраусом, Брамсом и Моцартом.
ФАКТЫ
Имре Кальман очень верил в приметы. Он всегда хранил огрызки карандашей, которыми были написаны его оперетты. Суеверия преследовали его, а 13-е число, выпавшее на пятницу, приводило в ужас.
***
Всегда спокойный и уравновешенный Имре Кальман вполне серьезно относился к мистике. К примеру, он был убежден, что успех его оперетты обеспечен, если она будет названа женским именем. Он никогда не забывал, что произведения «Маленький король» и «Хороший товарищ» публика приняла очень холодно.